СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ МУЗЫКИ

      СЕКРЕТЫ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ НОТ

1. Я сейчас учусь играть с листа, и вот придумал быстрый и легкий способ запоминать ноты на добавочных линейках. На главных линейках запомнить легко, а вот на добавочных всегда тяжелее увидеть быстро что это за нота. 

Способ такой. Те ноты которые перечеркнуты будем называть королями, а те которые не перечеркнуты - королевами. 
Берем ноты нижних линеек скрипичного ключа. 

Ноты-001

До - король с одной короной (одна добавочная линия)
Си - королева с одной короной
Ля - король с двумя коронами
Соль - королева с двумя коронами
Фа - король с тремя коронами 
Ми - королева с тремя коронами

Еще можно запомнить так:
1: до - мальчик, си - девочка
2: ля - мельчик, соль - девочка
3: фа - мальчик, ми девочка

Мы можем заметить что с 3 по 1-ю линейку мальчики образуют трезвучие фа мажор, а девочки - ми минор. Также на нижних линейках девочка всегда на ступень ниже мальчика.
 
Ниже ми запоминать ноты смысла нет, потому что таких звуков нет в стандартном гитарном строе. А если вы будете учить бас гитару - учите басовый ключ. 

Аналогично запомним ноты верхних линеек. 

Ноты-002

 

Только будем их называть принц и принцесса на горошинах - потому что они на линейках сверху. 
Ля - принц на (одной) горошине,
Си - принцесса на (одной) горошине
До - принц на двух горошинах
Ре - принцесса на двух горошинах
Ми - принц на трех горошинах
Фа - принцесса на трех горошинах
Соль - принц на четырех горошинах
Ля (о3) - принцесса на четырех горошинах

Еще можно запомнить так:
1: ля - мальчик, си - девочка
2: до - мельчик, ре - девочка
3: ми - мальчик, фа девочка
4: соль - мальчик, ля - девочка

Мы можем заметить что с 1 по 3-ю верхнюю линейку мальчики образуют аккорд ля минор, а девочки - пониженный си минор. Также на верхних линейках девочка всегда на ступень выше мальчика.

2. Еще один небольшой секрет, потому как произносить диезные и бемольные ноты. Часто удобно запоминать мелодию в голове (до ля ля соль ля фа до до). 
Ее сразу можно играть, пока еще автоматически не выучил, да и для изучения нот на грифе полезно играть мелодии с головы. Но как быть с повышенными и пониженными нотами?
Конечно, хорошо помнить тональность, но все равно, бывают и ноты вне тональности. Имеет смысл тогда назвать эти ноты короткими названиями. Например по такой схеме - во всех бемольных нотах пишем букву ё в конце, а во всех диезных - ю. Получается:

Бемольные: дё рё мё фё сёль лё сё
Нормальные: до ре ми фа соль ля си 
Диезные: дю рю мю фю сюль лю сю

Можно использовать и другие гласные - кому что удобно. Но главный секрет тот в том, что их легко и быстро произносить, они односложные и их легко петь и запоминать.

Хочу предложить способ, который помогает быстро освоить ноты на грифе. Он проводится в два этапа. 
1) Мы запомним какие лады на каждой струне соответствуют белым клавишам фортепиано, то есть натуральным нотам (без диезов и бемолей) 
2) После этого будем играть гаммы начиная с открытой ноты на каждой струне по этим ладам вверх и вниз, произнося про себя ноты. 

Конечно же предполагается что вы наизусть уже выучили открытые струны - ми, си, соль, ре, ля, ми.

Теперь главное здесь - выучить какие лады на каждой струне “белые”. Еще раз повторюсь - белыми ладами мы будем называть такие лады на каждой струне, где ноты соответствуют белым клавишам фортепиано. Понятно, что на каждой струне эти лады несколько отличаются. А для запоминания этого есть простой способ. Сначала запомним так называемые “опорные” номера ладов вплоть до 12-го.

Это 1, 3, 5, 7, 9, 1012. Выучите эти номера ладов наизусть и легко находите их на грифе гитары. Запомнить легко - начинаются с первого лада, и дальше через один, только после 9-го еще 10-й подряд, и снова через один - 12й. Обычно лады 5, 7, 9, 12 уже помечены точками на грифе. 1, 3, 10 можно также пометить наклейками для удобства. 

Теперь вместо того, чтобы запоминать белые лады для каждой струны, достаточно запомнить какие из струн имеют НЕ ЭТИ лады в качстве белых. А это всего ничего. 
Сразу обратим внимание на три особенных лада из опорных - 5, 10 и 12. Они не зря выделены жирным. Эти лады  - "белые" на всех струнах! А 12-й лад соответствует интервалу октавы от открытых струн, то есть ноты на нем те же самые, что и открытые - ми, си, соль, ре, ля, ми.

На первой струне мы начнем играть гамму - ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 
Нажимаем 0 (открытый), 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12. Мы видим что тут у нас один опорный лад “съехал вниз” - вместо 9 надо нажимать 8. Итак запомним - на первой струне, 9-й опорный лад понижается на один. Запомнить надо всего одну цифру!

На второй струне мы начнем играть гамму - cи, до, ре, ми, фа, соль, ля, си
Нажимаем 0, 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12.  Тут у нас кроме 9-го, съехал вниз и 7-й опорный лад - нажимаем 6 вместо 7, и 8 вместо 9. Запомнили еще всего одну цифру по сравнению с 1-й струной. 

Итак мы запомнили белые лады для двух верхних струн - первой и второй (я называю эти струны верхними по диапазону, и советую именно так запоминать, на грифе же они геометрически наоборот нижние).
Теперь запомним две следующих струны - 4-ю и  3-ю. Именно в таком порядке - потому что здесь белые лады зеркально симметричны - в этом математический секрет стандартного строя, и сейчас вы это увидите. 

На четвертой струне мы начнем играть гамму - ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре
Нажимаем 0, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12.  Тут у нас сьехал только один опорный ряд, и съехал он теперь вверх - вместо лада 1, нажимаем 2. Опять запомнить всего одну цифру.

И на третьей струне мы начнем играть гамму - соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль
Нажимаем 0, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12.  К поднявшемуся ладу 1 четвертой струны, мы добавляем поднявшийся лад 3. То есть 1 превратился в 2, а 3 превратился в 4. Добавили еще один поднявшийся лад по сравнению с четвертой струной. Легко.

Итак, мы разучили четыре струны. А что же пятая? А пятая очень красиво и симметрично “заимствует” опустившийся лад из первой струны, и поднявшийся лад из четвертой. Она как бы берет по одному ладу из двух крайних струн нашей симметричной четверки. 
На пятой струне мы начнем играть гамму - ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля
Нажимаем соответственно 0, 2, 3, 5, 7, 8, 10, 12
То есть у нас тут опустился 9-й лад, как на первой струне, превратившись в 8, и поднялся 1-й лад, как на четвертой струне, превратившись в 2. 

Все, мы выучили все белые лады на гитаре, так как шестая струна повторяет первую. Можете приступить к пункту 2 - к игре гамм на всех струнах по очереди. 
Теперь, точно зная какие лады белые на каждой струне, достаточно просто играть их в очередности. 

Позже будет иметь смысл запомнить также лады от 13-го. Тут вообще очень просто: 13-й повторяет ноты первого, 15-й - третьего. Поэтому ведут они себя также - на тех струнах где 1-й превращается во второй, там же 13-й превращается в 14-й, а там где третий превращается в 4-й, там 15-й превращается в 16-й, итд.

Результаты сведены в таблицу:

Ноты-003

Посмотрите, какая симметрия. В этом - математический секрет стандартного гитарного строя.

 


Комментарии
Нет комментариев
Чтобы добавить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться или войти